Твитнуть |
Главная причина опасности возникновения неполадок в дизельном двигателе ЯМЗ при попадании воздуха в топливную систему кроется в самой конструкции ТНВД (насоса высокого давления), а если говорить точнее, в конструктивных особенностях плунжерных пар, которые и создают тот уровень давления, необходимый для поднятия иглы распылителя и последующего впрыска.
Можно упрощенно представить себе плунжерную пару в виде обычного медицинского шприца, в котором функцию корпуса шприца берет на себя корпус плунжерной пары, поршень шприца – это непосредственно плунжер, а игла – это распылитель. Если нажимать на поршень шприца, в корпусе будет создаваться давление, которое приведет к впрыскиванию через иголку. Очень похожий процесс протекает в форсунках и плунжерной паре. Конечно, есть ряд особенностей. Суть в том, что давление, которое создается плунжерной парой, составляет около 150 кг/кв.см., а один ход плунжера — всего лишь несколько миллиметров.
Когда плунжер сжимает дизтопливо, (а жидкость принято считать относительно плохо сжимаемой), давление в топливных магистралях резко возрастает, причем даже при весьма незначительном перемещении плунжера. Небольшого смещения плунжера (на какие-то доли миллиметра) бывает достаточно для наращивания давления в магистрали до 150 кг/кв.см. и более, чего вполне достаточно, чтобы открылись форсунки. Последующее передвижение плунжера необходимо лишь для впрыска очередной порции топлива.
При этом стоит лишь маленьким пузырькам воздуха проникнуть в топливо, как вся картина его сжатия самым коренным образом изменяется. Поскольку воздух – это смесь газов, которая легко сжимаема, при этом давление при этом возрастает незначительно. А так как ход плунжера составляет лишь несколько миллиметров, давление не будет практически возрастать даже при условии полного хода плунжера. Создаваемое при таких условиях давление ниже давления, при котором возможно открытие иглы распылителя, а значит и горючее через форсунки не будет впрыскиваться, либо его порция будет недостаточна, к тому же момент впрыска произойдет значительно позднее. В итоге что получается? Двигатель ЯМЗ не заведется или, по крайней мере, будет очень плохо работать.
Теперь ясно, почему настолько важно не допустить попадания воздуха в топливную систему. Именно поэтому специалисты настоятельно советуют не доводить мотор ЯМЗ 236 до «истощения» и вовремя пополнять бак новой порцией солярки.