Твитнуть |
О том, стоит ли устанавливать газовое оборудование на автомобиль, наверняка никто не сможет ответить однозначно. Ведь в этом вопросе существует много за и против установки газового оборудования в машину.
Поэтому Вам придется самостоятельно взвесить все аргументы и принять окончательное решение. Ведь для того, чтобы точно определить необходимость установки газового оборудования, необходимо знать не только его стоимость, но и множество других нюансов.
Собственно именно всестороннему рассмотрению данного вопроса и посвящена данная статья.
Введение
Сжиженный нефтяной газ (сокращенно СНГ, что в переводе на английский означает liquified petroleum gas, LPG) – это, по сути, смесь двух газов, которую еще зачастую называют просто «пропаном». На самом же деле смесь состоит из двух газов – пропана и бутана, которую получают из нефти и сконденсированных попутных газов.
Ну, а для того чтобы данная газообразная смесь сохраняла свое состояние и продолжала оставаться жидкой, ее перевозят и хранят под давлением, которое составляет от трех до двенадцати атмосфер. При этом процесс заправки автомобилей метаном или пропаном очень напоминает заправку традиционным топливом, т.е. бензином. Однако на самом деле он в корне отличается, т.к. бензин заливается почти что самостоятельно, в то время, как газ закачивают под большим давлением, создаваемым специальным насосом, которое составляет порядка 15-16 атмосфер.
Виды газового топлива
На данный момент в основном есть два самых распространенных вида газового топлива:
- Пропан-бутановая смесь (пропан), которая еще поставляется в различных концентрациях, рассчитанных для лета и зимы. По сути, пропан-бутановая смесь является сжиженным газом, который был сжат под давлением вплоть до атмосфер (этот процесс еще называют сжижением). Транспортировка и хранение этой смеси осуществляется только в жидком виде, при этом давление в баллонах, где хранится газ, составляет от трех до двенадцати атмосфер.
- Метан — это природный газ, которых находится в оборудованном газовой установкой автомобиле хранится под давлением порядка 200-250 атмосфер. Ну, а по причине такого высокого давления для метана необходимы более прочные, чем для пропана баллоны, из-за чего их вес намного больше. По этой причине и эксплуатация метана тяжелее. В основном метан устанавливается на грузовых автомобилях.
Виды газовых заправок:
К сожалению, на данный момент сеть АГЗС (Автомобильных ГазоЗаправочных Станций) и АГНКС (Автомобильных Газонаполнительных Компрессорных Станций) намного менее развита по сравнению с сетью АЗС (Автомобильных Заправочных Станций).
Однако темпы развития ранка газовых установок позволяют предположить, что в будущем проблема с заправкой газа — это явление временное.
- Пропан-бутановая Автомобильная ГазоЗаправочная Станция (АГЗС) выполняет заправку баллонов машин смесью сжиженного нефтяного газа, т.е. смесью пропан-бутана, которая перевозится в основном железнодорожным путем на базы хранения, а оттуда уже на заправки АГЗС в автоприцепах-цистернах. После этого нефтяной газ на газовой заправочной станции перекачивается в специальные цистерны, а оттуда он поступает в баллоны машин с помощью насоса, который создает давление порядка 15-16-ти атмосфер.
- Метановая Автомобильная Газонаполнительная Компрессорная Станция (АГНКС) выполняет заправку транспортных средств, у которых мотор был изначально предназначен для работы на сжатом природном газе либо же специально для этого адаптирован. При этом стоит отметить, что природный газ поставляется на АГНКС по обычным газопроводам, а уже на заправочной станции давление газа искусственно корректируется до показателя 20 МПа (200 атм), после чего и закачивается в баллоны автомобилей.
Чисто экономические расчеты выгодности использования того или иного типа газа
Итак, давайте прикинем, насколько выгодно использование того или иного вида газа.
- Цилиндрический стандартный баллон объемом в 50-литров может содержать до 40 литров пропана. При этом стоит отметить, что его расход процентов на 5-10 по сравнению с бензином. Полностью заправленный автомобиль и сжиженным газом и бензином может проехать практически в два раза дольше.
- Метан в баллонах измеряется не в литрах, а в кубических метрах. Зачастую запас хода автомобиля работающего на метане практически вдвое меньше по сравнению с тем же объемом пропана, но при этом цена за километр пути в два раза ниже.
Существует мнение, что в случае, если пробег машины за год не превышает 10 тысяч километров, то устанавливать газ на авто невыгодно. Однако при этом стоит еще учитывать и расход топлива, который требует автомобиль, так, что можно сказать, что этот показатель приравнивается, скорее всего, для среднестатистических авто.
Проблемы, связанные с установкой газового оборудования
- Зачастую при установке газового оборудования теряется гарантия на автомобиль.
- Автомобиль, работающий на газе более опасный, т.к. существует большая вероятность возгорания и взрыва. Поэтому категорически запрещено курить в машине, оборудованной газом. Хотя при качественной установке и постоянном хорошем техобслуживании риск ничтожен, если же конечно не нарушать правила безопасности.
- Автомобиль, оборудованный газовой установкой, обязательно должен иметь специальную запись в техпаспорте. Поэтому, тем автолюбителям, которые собираются приобрести машину и сразу же оборудовать ее газовой установкой необходимо сделать это до постановки авто на учет в ГАИ. Иначе нужно будет поменять сам техпаспорт.
- Автомобиль, работающий на газе, заметно теряет динамические характеристики.
- Тяжелый баллон в багажнике занимает достаточно много пространства плюс к тому же плохо влияет на поведение авто на дороге и управляемость за счет большого веса.
- Если ездить только на газу, без завода на бензине, то сама топливная система, функционирующая на последнем, может выйти из строя.
- Плохо или неправильно настроенная газовая установка может серьезно повредить двигатель.
Заключение
Несмотря на все трудности, связанные с установкой газобаллонного оборудования, а также такие неприятные и дискомфортные правила безопасности, как запрет курения в машине, работающей на газе, данный вид топлива имеет не только преимущество в экономии средств, но и такие приятные моменты, как: увеличение запаса хода на одной заправке, более мягкую работу двигателя, а также повышение ресурса мотора, за счет того, что в моторное масло не попадают остатки не спаленного бензина.