Установка сабвуфера: что нужно знать?

сабвуферы

На картинке изображены сабвуферы



Для начала вам нужно будет определиться с тем, как будет выглядеть аудиосистема в вашем автомобиле. А для этого хотя бы частично разобраться в том, как ее устанавливают. Безусловно, что тогда и найти общий язык с установщиком вам будет намного легче.

Существует 4 основных вида акустического оформления автомобиля: закрытый тип (ЗК), корпус с фазоинвертором (ФК), полосовой тип (ПК) и оформление в виде бесконечного акустического экрана (free air). Если мы обозначим звуковое давление, которое развивается НЧ-головкой в ЗК (или free air) некой величиной N, то после установки этого же динамика в ФК сможем получить прирост звукового давления приблизительно в 3 дБ, а в ПК – 6 дБ. При этом громкость звука вырастет в два (при увеличении давления на 3 дБ) или четыре (на 6 дБ) раза. Таким образом, получается, что при более сложном акустическом оформлении для НЧ-головки можно использовать усилители с меньшей мощностью, а громкость звука при этом останется такой же. Если учесть, что с увеличением мощности усилителя растет и его цена, то данное правило очень важно для любого автолюбителя.

Выбирая сабвуфер, покупатели часто обращают внимание на то, сколько обмоток в звуковых катушках. Их количество может колебаться от одной до четырех. Несколько обмоток делают для того, чтобы в аудиосистеме автомобиля можно было использовать несколько усилителей сравнительно небольшой мощности вместо одного мощного. Такая хитрость компаний-производителей нисколько не отражается на качестве звука, а используется с целью получить максимальное звуковое давление.

На выбор аудиосистемы влияет и такой фактор, как тип кузова автомобиля. Условно их можно разделить на 3 класса: автомобили, у которых совмещены объемы салона и багажника (хэтчбеки и универсалы); седаны и кабриолеты. У каждого из этих типов кузова есть свои особенности, которые стоит учитывать при установке сабвуфера (кстати, если вам нужны автомобильные чехлы, то рекомендуем перейти по указанной ссылке).

Устанавливаем сабвуфер в седан

В автомобиль с таким типом кузова поставить сабвуфер сложнее всего. Если НЧ-динамик просто поместить в багажнике, то в салоне вы услышите только звуки самой низкой частоты, да и то благодаря кузовным вибрациям. Поэтому, чтобы услышать полноценный звук, приходится идти на разные ухищрения. Итак, какие же варианты расположения сабвуфера можно считать оптимальными?

Задняя полка

Это самое удачное место для размещения НЧ-динамика в седане. Здесь можно использовать любые варианты акустического оформления.

1. Сабвуфер типа free air. Этот способ установки сабвуфера считают самым простым. Вместе с тем, здесь есть и свои нюансы: нужны НЧ-динамики, разработанные специально для этого типа аудиосистемы и полная изоляция багажника от салона. Следует модернизировать и саму полку: увеличить ее толщину с помощью MDF-плиты, ДСП или фанеры, чтобы динамик не трясся при увеличении громкости. У НЧ-головки должен обязательно присутствовать фильтр инфранизких частот третьего или четвертого порядка, который нужно настроить на частоту 25-30 Гц, чтобы динамик не вышел из строя.

2. Закрытый корпус. От первого варианта отличается, прежде всего, тем, что сабвуфер находится в неком замкнутом объеме величиной 15-30 л. Это позволяет не изолировать багажник «наглухо» и делает наличие фильтра инфранизких частот необязательным. За эти «плюсы» придется расплатиться потерей полезного объема багажника, так как для установки сабвуфера необходимо выпилить нишу в багажном отделении.

3. Корпус с фазоинвертором. Как уже говорилось выше, этот способ акустического оформления позволяет увеличить громкость звука благодаря приросту звукового давления примерно на 3 дБ. Установка такой аудиосистемы мало отличается от предыдущего варианта – разве что объем корпуса НЧ-головки получится больше – от 20 до 40 л.

4. Корпус полосового типа. Этот тип корпуса для седанов считается самым оптимальным. Звуковое давление в таких аудиосистемах достигает максимальной величины (до 6 дБ), НЧ-головка хорошо защищена от повреждений извне, а порт фазоинвертора выводится в заднюю полку и благодаря малым габаритам почти не нарушает ее целостности. Еще один плюс – требования к изоляции салона и багажного отделения, а также задней полки здесь гораздо ниже. А значит, и на подготовку салона и багажника к установке сабвуфера тратиться придется гораздо меньше. К недостаткам этого типа аудиосистемы можно отнести большие размеры корпуса и сложность расчета конструкции.

Подлокотник заднего сиденья

Многие современные автомобили имеют специальное окно в подлокотнике задних сидений, что очень удобно для установщиков. Рекомендации по установке сабвуфера в заднюю полку подходят и к этому типу монтажа, но с небольшими уточнениями. Размеры отверстия не должны затенять диффузор НЧ-динамика, иначе хорошего баса вы не услышите. Если отверстие не подходит для фазоинвертора, то лучше поставить не круглый, а щелевой. Любителям громкой музыки рекомендуется установить сзади за сиденьями жесткую стенку и врезать в нее 2 больших динамика диффузором к салону.

Устанавливаем сабвуфер в хэтчбек

Владельцам таких автомобилей получить хороший бас гораздо проще, ведь между салоном и багажником препятствий почти нет. В хэтчбеках можно использовать любой тип аудиосистемы, кроме free air. Но и здесь есть свои нюансы. Любое жесткое препятствие на пути звука от динамика позволяет прибавить громкости, поэтому если направить диффузор на заднее стекло, то бас будет гораздо громче. Правда, при этом расстояние должно быть соизмеримым с диаметром диффузора.

Установка сабвуфера в кабриолет

В таких автомобилях выбор мест для установки НЧ-динамика небольшой. Как показывает опыт, лучшие результаты по звуковому давлению дают оформления ФК и ЗК. Если пространство для установки динамиков ограничено, изредка используют ЗК, но в этом случае рекомендуется ставить две НЧ-головки, а перед ними на небольшом расстоянии – жесткую плиту, чтобы увеличить отдачу.





  1. Пока что нет комментариев.